Ёксель Моксель (yoksel_moksel) wrote,
Ёксель Моксель
yoksel_moksel

Заметка о работе мозга.

Критика (по теме) приветствуется.
Длинные тексты никто не читает, поэтому я постарался написать кратко, возможно, слишком.


Есть хороший фильм "Начало" (Inception), основная часть действия в котором происходит во сне. Фильм построен на допущении, что во сне мозг работает в 10 раз производительнее обычного, рождая миры и наполняя их деталями. А в глубоком сне (сон во сне) ещё в 10 раз производительнее. На самом деле всё совершенно наоборот: в крепком сне мозг отдыхает и никакие миры не создаёт. Уже немного отдохнув, мы начинаем видеть сны, которые на самом деле являются не детально проработанными мирами, а отдельными деталями пустых миров, и эту зияющую пустоту мы не замечаем. Это удивительное свойство мозга, что он строит мир (даже когда не во сне) только из тех кирпичиков (знаний, чувств), что у него есть на данный момент, и если мозг недоразвитый и в нём лишь три кирпича, он построит недоразвитый мир из трёх кирпичей, но это с внешней точки зрения будет недоразвитый мир, а с авторской точки зрения это будет вселенная, как она есть. Если человек с дефицитом кирпичиков в голове немного соображает, и его поставить перед пробелом в его сознании, мозг тут же заполнит этот пробел какой-нибудь выдумкой. Вчера соседка, страдающая потерей памяти, прибрала к себе миску моего кота (я даю её кошкам доесть за моим котом), я зашёл к ней, нашёл миску, задал глупый вопрос "Зачем взяли?" (глупо что-либо спрашивать у альцгеймерши), на что получил ответ: "Первый раз вижу, это не я, у меня тут ещё двое живут..."

Так вот, возвращаясь к снам. Мозг отдыхает, потому что сны очень экономичны по количеству обрабатываемой информации. Всё многообразие мира, которое мы видим во сне — цвет, звуки, запахи, объём, массу, прикосновения — все эти детали возникают лишь тогда, когда мы на них обращаем внимание, а пока внимание не обратили — их не существует. Это похоже на радиопостановку (слушали в детстве радиопостановки?): сказал диктор, что "Николай почесал свою лысину" — вы это представили и слушаете дальше. Вопросов не возникло. А до этого момента, когда в радиопостановке речь шла о Николае, вы знали, что он лысый? А какой цвет его рубашки, скажете? А сейчас, когда он почесал свою лысину, облачно или солнце светит? Вас не волнуют эти детали. Вам достаточно того пейзажа, что нарисовал автор: "На улицах пахло корюшкой. На мостах, в магазинах, в трамвае, в автобусах, даже в церкви — в Князь-Владимирском соборе у Тучкова моста".
В сознании мелькнул абстрактный мост, абстрактный трамвай и абстрактный автобус (вы даже не разглядели, по какой улице они едут), потом на их месте возникли купола собора, хорошо, если Князь-Владимирского, а вы при этом где стояли, на тротуаре или в Успенском сквере? А Николай куда делся? Пока мы себе этих вопросов не задаём, их не возникает. Но если во сне возник вопрос, тут же появится ответ — "ну конечно, тут ещё двое живут".

С детства меня удивляло поразительное свойство снов: они как бы подстраивались под реальные события, которые ещё не произошли, но сейчас произойдут. Например, мне снится, что я в школе, урок окончен, но звонок ещё не прозвенел, и учитель не разрешает выйти из класса (такое бывало, что звонок задерживался на 2—3 минуты). Портфели собраны, всем невтерпёж, но без звонка выходить из класса нельзя. Томительное ожидание... Раздаётся звонок, мы бежим в столовую занимать очередь... Я просыпаюсь и понимаю, что звонок настоящий: это звонят в дверь.
Сегодня я понял, как такие штуки происходят: мозг слышит дверной звонок и моментально интерпретирует его элементами той реальности, в которой находится, элементами сна. А их мало: мозг отдыхает. Он ещё не обрёл ту полновесную трёхмерную реальность, которую ему дадут глаза и уши, и подсовывает мне ту интерпретацию, которая у него под рукой. Хитро подсовывает — вместе с контекстом событий. Вы скажете, бог с ней, с трёхмерной реальностью, но откуда взялось во сне и куда делось в реальности то время, когда во сне мы всем классом, изнывая, ждали звонка? А не было на это ожидание потрачено никакого времени, потому что это не настоящее ожидание, а впечатление о нём, сохранившееся в памяти. Эмоция + картинка. Образ. Мозг оперирует не байтами, а образами. Вызываются мгновенно, ведь они не на складе лежат (в помещении 4, на стеллаже Е2, место 380), они и есть наш разум. Мозг совершенно не похож на компьютер, разве что на квантовый.

"Сбой матрицы" в сегодняшнем сне убедил меня в этих представлениях.


Фото со страницы http://www.bielousov.com/2013/parkhurst-ghost-town-whistler/

Сон такой (точнее, его окончание). Я где-то "в родных краях", время не определено. Что-то от 1980-х, что-то от современности. Общественный транспорт ходит, как в восьмидесятые в часы пик, то есть набитый битком до такой степени, что у пришедшего на остановку автобуса не могли открыться двери из-за давки, по этой причине можно было не только не попасть в автобус, но и не выйти из него на своей остановке.
Но в моём сне вместо автобуса — поезд, рельсы проходят через лес, а в лесу недалеко от остановки поезда (не станция, просто остановка) — бывший мамин сарай-развалюха, всё ценное из него вынесено, он стоит без дверей.

Опоздав из-за случая с ведром на поезд (об этом происшествии ниже), я собираюсь идти обратно к рельсам, оглядываю оставшийся в сарае хлам и беру с собой деревянную раму от форточки, без стекла. Выхожу из сарая в безлюдный лес... а вот и не безлюдный. Мне навстречу идёт какой-то неприятный дядька в кепке, и пытается завязать со мной разговор, подходит ближе. Я не желаю с ним разговаривать и хочу его обойти. Слева сарай. Могу обойти дядьку справа, там свободнее, но для этого нужно завернуть резко вправо, явная попытка избежать встречи, признак трусости, а, кроме того, он окажется по левую мою руку, а я не левша, лучше я обойду его слева, при этом я не меняю курса, но слева стена сарая и придётся пройти между ней и дядькой, зато в правой руке у меня рама, в случае чего двину его рамой, он с пустыми руками и ниже меня ростом.

Медленно подходим друг к другу, я планирую пройти мимо, но (дальнейшие события заняли секунду) дядька подходит вплотную, смотря вниз на раму, которую я медленно заношу для удара, точнее ещё не заношу, а только собираюсь заносить, я думаю, что он догадался, что я могу его ей ударить и хочет перехватить раму или мою руку, но — какой же я дурак! — на самом деле дядька смотрит мне на пояс, где у меня на ремне висит строительный нож в ножнах (знаете, такой прочный финский нож с пластиковой рукояткой и в пластиковых ножнах, продаётся в строительных магазинах от 130 рублей), выхватывает нож и всё оканчивается плохо, я просыпаюсь.

Всё логично? Да, кроме одного нюанса: ножа у меня не было! Мозг в удобный момент "дорисовал" его наличие, причём вместе со знанием, что он был у меня с собой, просто я в момент встречи с дядькой думал о раме, о нашей диспозиции, о чём угодно, но не о ноже. То есть, я как бы всё время знал, что у меня при себе нож, но в тот момент, когда вышел из сарая, о нём позабыл, отвлёкшись на мысли о дядьке и о раме в руке. А вообще нож у меня как бы был всё время, висел на поясе.

А сейчас расскажу, почему в течение всей пьесы это ружьё (нож) на стене не висело, и появилось лишь в тот момент, когда пришла пора выстрелить.

Когда подошёл поезд и встал на остановке, я заглянул в сарай, планируя запрыгнуть на поезд, когда он начнёт отходить, разгоняется-то он очень медленно. Но когда он начал отходить, я увидел верёвку, которая зацепилась за поезд, а другой её конец был в сарае, примотан к ведру. Точнее, не к самому ведру, верёвку соединяло с ведром кольцо из алюминиевой проволоки. Когда поезд начал отходить, верёвка начала разматываться и ползти за ним... Я бы, недолго думая, схватил бы это не нужное мне ведро с верёвкой, и запрыгнул бы с ними на поезд, но верёвка проходила через мощную железную петлю в стене сарая, а ведро в неё не пролезет. Первой мыслью было перерезать верёвку, но у меня не было ножа. Поэтому я в последний момент разогнул проволочное кольцо, и верёвка умчалась с поездом. Я зачем-то взял оконную раму и вышел из сарая. Что было дальше, вы знаете.
Tags: дневник
Comments for this post were disabled by the author